Статьи

Кладбищенский транспорт

Беда всякого большого кладбища – труднодоступность удаленных от входа могил. Не каждый готов идти пешком километр от входа к могиле любимой бабушки, а расстояния порой бывают и побольше. Почему пешком? Потому что движение автомобилей, мотоциклов и даже велосипедов по территории некрополей обычно запрещено – это место покоя, а не дорожного траффика, да и ширина кладбищенских дорожек обычно оставляет желать лучшего. Однако порой сами администрации кладбищ, осознавая проблему, стараются так или иначе ее решить: как правило, организуют маршруты специального общественного транспорта по крупным дорогам между могил. Особенно часто подобная услуга встречается на кладбищах, являющихся мемориальными – на них обычно имеется большой поток туристов, желающих побыстрее осмотреть всю территорию. Из окна автобуса или трамвая посетители могут без труда обозреть захоронения знаменитых людей, живописные памятники, известные храмы и прочие достопримечательности. Словом, транспорт на кладбищах встречается – поговорим о нем подробнее.

Железная дорога для похорон 

Грохочущие вагоны и дымящие локомотивы не слишком хорошо вяжутся с могильной тишиной и покоем, однако именно железные дороги были первым специализированным транспортом для кладбищ. Дело в том, что бурный рост городов XVIII-XIX-го веков привел к нехватке мест для захоронения трупов в городской черте, так что властям приходилось создавать новые большие кладбища, готовые принимать большой поток тел усопших на протяжении десятилетий. К тому же популярной идеей стала организация кладбищ вдали от поселений, чтобы могилы не мешали будущему увеличению площади застройки. Обычно такие некрополи не отличались изысканностью и вообще были примитивно устроены – никакой особенной инфраструктуры, особенно транспортной. Современников это, конечно же, сильно не устраивало и новые кладбища не пользовались популярностью. Например, в 1874 году австрийская газета «Wiener Zeitung» так отзывалась о новом Центральном кладбище Вены, устроенном в одном из пригородов: «Час езды между развалюхами, пустырями и мужичьем – ради чего?». Подобное положение дел требовалось менять.
Благоустройство новых кладбищ, и, в том числе, обеспечение лучшей доступности к ним для городских жителей, стало важной частью градостроительной политики Европы конца 19-го века. Желая обеспечить посетителям возможность быстро добраться на загородные некрополи и даже передвигаться внутри наиболее крупных из них, власти городов строили трамвайные линии и прокладывали автобусные маршруты, но в некоторых случая не гнушались использовать для такого и железнодорожную сеть – благо, она за 19-й век стала наиболее развитым видом общественного транспорта. Например, подобным образом поступили города Лондон и Сидней.

Поезд «London Necropolis» 

В 1849 году неподалёку от Лондона, в графстве Суррей, был открыт новый некрополь, названный впоследствии в честь близрасположенного городка Бруквудским кладбищем. От столицы это кладбище отделяло четыре десятка километров, и, поскольку оно вскоре стало крупнейшим для своего времени местом захоронения – его площадь превысила 500 акров или 200 гектар – очень остро встал вопрос его транспортной связи со столицей Великобритании. Ради разрешения этого вопроса в 1854 году была открыта железная дорога «London Necropolis», сокращённо LNR. Поезда этой линии предназначались как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки мёртвых тел, которые как раз в это время стали массово перевозить со старых кладбищ Лондона в новые загородные некрополи. Составы с вагонами нескольких классов позволяли горожанам быстро и в относительно комфортных условиях достигать Бруквудского кладбища, причём в поездах также предусматривалось различное размещение христиан, мусульман и евреев. Маршрут начинался с небольшой станции, называвшейся тоже London Necropolis, которая располагалась на месте нынешнего вокзала Лондон-Ватерлоо, и шёл до Бруквуда по тому пути, который сегодня принадлежит Юго-Западной железной дороге, а после поезд сворачивал непосредственно на кладбищенскую ветку. Две станции кладбища предназначались для посетителей различных религий и конфессий – на Южной выходили англикане, а на Северной католики с прочими христианами и иноверцы. Покинув поезд, люди могли взять конный экипаж, который доставлял их по территории некрополя непосредственно к захоронению.
Дорога London Necropolis просуществовала до 1941 года, пострадала в ходе Второй Мировой войны и к 2020 году от неё осталась только одна станция из четырёх – Бруквудская. Сегодня это станция Юго-Западной железной дороги. Северную станцию уничтожил домовой грибок, заставивший снести ее в 1956 году, и теперь на ее месте раскинулся большой кипарисовый сад, принадлежащий шиитской части кладбища. Южную станцию разобрали в 1972 году после большого пожара. Что любопытно, ее территория находится в ведении православной церкви Святого Эдуарда Мученика. В 2007 году на уцелевшей Бруквудской станции был открыт небольшой памятник железной дороге London Necropolis.

Поезд «Rookwood Cemetery» 

В 1850-х году схожие проблемы с недостатком земли для погребения мертвецов встали перед австралийским Сиднеем. В связи открытием в Австралии месторождений золота город бурно разрастался, его экономика росла и населению требовалось больше места для как для жизни, так и для смерти, поэтому городские власти решили обустроить новое кладбище площадью в 250 га возле поселка Хаслам-крик, которые сегодня переименован в Оберн. Это место было выбрано при причине удобства своего расположения – неподалеку от него проходила линия Главной пригородной дороги Сиднея, «Main Suburban railway line», скоращенно MSRL, от которой и была построена специальная ветка к некрополю. Новое кладбище получило название Руквудского, что было явной отсылкой к вышеописанному Бруквудскому, и сходство этих кладбищ только подчеркивалось имеющимся железнодорожным транспортом.
Что любопытно, новая ветка железно дороги была введена в эксплуатацию на год раньше самого нового кладбища, в 1867 году. Изначально на ней была всего одна станция – «Станция кладбища №1», но в последующие десятилетия появились еще четыре: у католического участка кладбища в 1901 году соорудили Станцию №2, рядом с моргом открыли в 1897 году Станцию №3, а в 1908 году дорогу завершили постройкой Станции №4, расположившейся на земле, отведенной для еврейской общины. Поезда Rookwood Cemetery отправлялись с центрального городского вокзала Сиднея и в пути подбирали посетителей с других станций общего пользования, так что были помимо своего кладбищенского назначения и просто частью общественного транспорта пригорода.
Линия просуществовала до 1948 года, когда развитие иных видов транспорта и общее изменение ситуации с кладбищами Австралии сделало ее эксплуатацию невыгодной. Станции были разобраны, причем из строительных материалов Станции №1 была построена англиканская церковь Всех Святых в Эйнсли. Оставшийся фундамент станции не стали разрушать, а в начале 21-го века превратили в памятник, установив рядом табличку с историей железной дороги и названием станции.

Автобусы на кладбищах 

Наиболее привычный вариант общественног транспорта – автобусы, и он сполна используется для обеспечения кладбищ транспортом. Например, Ольсдорфское городское кладбище Гамбурга и Центральное кладбище в Вене – пример широкого использования автобусов, без которых было бы невозможно посещение этих кладбищ миллионами туристов ежегодно. Ольсдорфский некрополь обслуживается двумя автобусными маршрутами более чем с десятью остановками каждый, за счет чего можно комфортно проехать в любую его точку. Билеты приобретаются посетителями на любой остановке при ожидании автобуса или заблаговременно в интернете. Венское Центральное кладбище, будучи лишь чуть меньше Ольсдорфского по размеру, тоже с 1971 года обслуживается автобусами. Маршрут №106 проходит по всей территории и имеет целый ряд остановок около известных могил, чтобы туристам было удобнее побывать у мест захоронения Моцарта, Бетховена или Штрауса. Также автобус останавливается у президентской усыпальницы и посещает все участки отдельных конфессий.
Россия тоже использует автобусы как кладбищенский транспорт, хотя и не очень активно. Автобусные маршруты есть, например, в Домодедовском некрополе Москвы или на Северном ростовском кладбище, которое, кстати, является крупнейшим кладбищем центральной России. К сожалению, по причине хаотичности планировки большей части старых российских кладбищ они не могут позволить себе дороги, достаточно широкие для автобусов, и перемещение по ним осуществляется пешком, либо на автомашинах.

Кладбища и автомашины 

Несмотря на все многообразие способов перемещения, рассмотренных выше, наиболее популярным в мире транспортом для кладбищенской территории остаются автомобили. По большей части городские кладбища предполагают возможность перемещения по ним на легковой машине или даже грузовике – для этого предусмотрены достаточно широкие дороги, имеется твердое покрытие и широкие ворота при въезде. Но вот правила такого перемещения различаются от страны к стране и даже от кладбища к кладбищу. К примеру, Арлингтонское кладбище в США регулирует нахождение машин на своей территории с помощью специальных пропусков, которые выдаются только родственникам умершего, Центральное кладбище Вены просто берет плату за въезд на свою территорию, а Руквудское кладбище в Австралии вообще свободно для проезда всем желающим, из-за чего на нем нередко можно встретить машину с людьми, едущими по своим делам, не связанным с похоронами, что в иных странах непредставимо.
Законы Российской Федерации описывают условия для нахождения автомашин на территории кладбищ следующим образом: машина должна иметь целью своего прибытия участие в захоронении, находиться на кладбище не более, чем длится церемония, и покинуть территорию немедля после ее завершения. За соблюдением этих условий следит кладбищенская администрация, которая непосредственно и выдает разрешения, рассматривая заявления посетителей. Особые права имеют только инвалиды 1-й и 2-й группы: их машины должны беспроблемно и бесплатно пускать на территории кладбищ и крематориев в любом случае.